asketic_travel (asketic_travel) wrote,
asketic_travel
asketic_travel

Categories:

Каср Амра. Драгоценная баня.


 
Неискушённый путешественник, пролетающий на машине по вытянутому струной от Аммана до Ирака хайвею, вряд ли обратит внимание на это неказистое придорожное сооружение. Мало ли хозяйственных построек расположено у дороги? Что интересного могут они скрывать, кроме пары сомлевших от жары арабов, отары овец, по щиколотку увязающих в своём навозе, или изрядно поржавевшего трактора? 

Тем временем, эти стены скрывают настоящее сокровище средневековой культуры, выдающийся памятник своей эпохе –

Впрочем, в действительности, Каср Амра (Кусайр Амра, Кусейр Амра) – это не дворец и даже не замок, как его обычно представляют турфирмы. Это баня. Баня, являющаяся единственным сооружением, сохранившимся от более крупного комплекса построек, в числе которых был и форт со сторожевой вышкой. В нём, как предполагают, могли размещаться слуги, а также, при необходимости, гарнизон солдат.

Судя по описаниям, комплекс имел не военное предназначение, а использовался в качестве загородной резиденции или, проще говоря, дачи, где светская элита могла предаваться всем доступным им увеселениям.
 

От форта-дачи остался только фундамент, а вот бани сохранились, и, главное, сохранились их уникальные фрески, благодаря которым Каср Амра был внесён в перечень мирового наследия ЮНЕСКО. При этом основанием для включения в перечень стало соответствие Каср Амра следующим формальным условиям:
- шедевр человеческого созидательного гения;
- уникальное или, по меньшей мере, исключительное свидетельство культурной традиции;
- выдающийся пример типа здания, архитектурного ансамбля, отражающего существенный этап истории человечества.

Преобладает мнение, что Каср Амра был построен около 710 года по поручению омейядского халифа Валида I (при котором была построена мечеть Омейядов в Дамаске). Впрочем, некоторые исследователи предполагают, что создателем этого комплекса был либо Валид II, либо Язид III, которые возглавляли халифат после Валида I. В любом случае, он был построен при омейядах и его хорошо сохранившиеся (и отреставрированные в 1971-73 годах) фрески специалисты описывают как типичные для омейядской эпохи.

Они интересны не только тем, что отражают эстетические предпочтения омейядской элиты, но и тем, что по мнению исследователей, в сюжетах и приёмах отразилось влияние эллинистического, византийского, сассанидского и месопотамского искусства, что позволяет сделать некоторые выводы о культурных корнях раннего арабского искусства. Впрочем, не являясь искусствоведом, я не буду пересказывать написанное другими (тем более, что внизу будут ссылки), а покажу, как фрески выглядят сейчас.

 К сожалению, мне не удалось как следует пофотографировать внутри. Мы приехали вчетвером и тихо разбрелись по разным залам. Я сделал несколько пристрелочных снимков, и тут ворвалась безумная толпа японцев, взорвавшаяся всполохом вспышек. Доселе дремавший сторож пробудился и возопил, напоминая всем о запрете на фотосъёмку ввиду опасности для фресок, и отказываясь идти на какой-либо компромисс. Пришлось уехать, довольствуясь отснятым.


 
Вид на бани со стороны дороги.

 
Под куполом можно различить фигуры, изображающие знаки Зодиака.

 
Несколько фресок изображают обнажённые женские фигуры.



 
 
А вот и гость из далёкой России – медведь с балалайкой. Тоже обнажённый.

 
Здесь, как и на многих других фресках, можно увидеть вневременную и вненациональную общность настоящего юмора: если на картинке человечек - надо человечку выцарапать глаза, получится прикольно. Аналогичные "приколы" можно наблюдать во многих заброшенных церквях в России.



 
На этой и на следующей фотографиях - фрагменты фрески "Шесть царей", изображающей правителей того времени: византийского императора; сассанидского правителя Кисра; Родерика, последнего короля Испании, убитого Валидом I в 711 году; Негуса Абиссинии; а также, предположительно, китайского императора и турецкого правителя. Эта фреска была призвана демонстрировать превосходство халифа над побеждёнными противниками.



 




 
На этой и следующей фотографиях - сцены охоты.

 




 
Обнажённая танцовщица.


А это - купальщица.



 
Механический привод подъёма воды. Хорошо видно, что это уже поздняя реконструкция.

 
Это колодец. Видно дно, засыпанное мусором. Водоносные слои расположены гораздо ниже - глубина колодца составляла около 40 м.


Согласен, прекрасное место для дачи.



 
 
Честно говоря, для меня после всего прочитанного о Каср Амра пока остаётся непонятным, как соотносятся эти фрески с запретом на изображение живых людей, который, как я понимаю, в исламе был изначально. Даже учитывая сибаритскую натуру омейядских правителей и удалённость комплекса от крупных городов, непонятно, как эти фрески пережили последующие эпохи. Ведь местные жители знали о его существовании и о фресках. Возможно, фрески были не уничтожены, а просто замазаны и сохранились благодаря этому.

Тут было бы интересно поподробнее познакомиться с историей "открытия" Каср Амра в 1898 году, сделанного Алоизом Мусилом, чешским ориенталистом. Да и вообще если у кого-то есть информация по этой теме, буду благодарен за ссылку.

А пока несколько обещанных полезных ссылок.
1. Статья о Каср Амра на archnet.
2. Статья на тему "Человеческая фигура в раннем исламском искусстве".
3. Каср Амра на сайте ЮНЕСКО.
4. Статья о Каср Амра на saudiaramco.
5. Wiki.
6. Алоис Мусил - чешский Лоуренс Аравийский (пара слов об обстоятельствах открытия Каср Амра).
 

 

 

 

 

 

Tags: Ближний Восток, Иордания, рассказы, фото
Subscribe

  • Два Рима

    Вчера произошел у меня забавный обмен мнениями о Риме с моим другом, с которым мы побывали в Риме примерно в одно время, я в декабре, а у него была…

  • Музейное

    Диалог в римском музее восточных искусств. - Билет 6 евро. - Хорошо, у меня RomaCard, по ней 3 евро. - Нет, у нас был большой пожар, и половина залов…

  • О вечном и конечном

    Рим, конечно, уникальный город. Его жители ходят среди построек, сооруженных в глубокой древности, пользуются языком, зародившимся в глубокой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments