?

Log in

No account? Create an account

Более ранние записи | Более поздние записи

Танки в Белграде!



Белградский Калемегдан привлекателен не только приятной атмосферой хорошими видами на Дунай, но и отличным военным музеем. То есть, сам музей вполне обычный, но вот сравнительно большая по размерам выставка военной техники меня очень порадовала. Можете не верить, но для меня, как человека, увлекающегося историей второй мировой войны вообще и военной техники того времени в частности, посещение этого музея стало одним из самых ярких событий в Белграде. Особенно учитывая наличие некоторых редких образцов. С удовольствием их сфотографировал и представляю вашему вниманию с соответствующими

В первую очередь меня интересует отечественная бронетехника и бронетехника немцев. Заодно сфотографировал ещё несколько интересных образцов.





Pz. Kpfw. I Ausf. F

Сама по себе редкая машина. Всего было выпущено 30 штук, из них захвачено у немцев как минимум четыре. До нас более-менее целыми дошло всего два танка – один в Кубинке, второй – на фотографии. Принадлежит к линейке Pz Kpfw I – первым серийным немецким танкам со времён первой мировой войны. Изначально это были совсем лёгкие танки, защищённые только противопульной бронёй, которая легко пробивалась не только орудиями, но и противотанковыми ружьями. Орудий у них не было, вооружение состояло из пулемётов. Экипаж - 2 человека

Первоначальная модификация неоднократно модернизировалась для повышения её боевых качеств и приспособления к современным условиям войны. Pz Kpfw I Ausf F, сильно отличался от своих предшественников, но всё равно стал логическим завершением этой линейки.

Главным его отличием стало усиленное бронирование, обеспечивающее защиту от снарядов почти всех противотанковых орудий того времени (конец 1941 – начало 1942). Однако из-за увеличившегося веса его скорость (25 км/ч) была более чем в три раза ниже, чем у  Pz Kpfw I Ausf С, а запас хода (150 км) в два раза меньше по сравнению с тем же танком. Вооружение, как и у прежних модификаций, составляли два 7.92-мм пулемёта.

Pz Kpfw I Ausf F задумывался для ведения наступательных действий, и заказ на его разработку был дан ещё в 1939 году. Однако его выпуск начался только в апреле, а закончился в конце 1942 года. К тому времени уже появилось много более совершенных образцов танков и даже произошло первое боевое применение такого мощного атакующего танка как «Тигр». Прочие же танки серии Pz Kpfw I, которым повезло дожить до 1942 года, давно уже безнадёжно устарели и переоборудовались в учебные, связные и прочие вспомогательные машины.

Pz Kpfw I Ausf F явно опоздал, и после выпуска в декабре 1942 года первой партии из 30 машин заказ на вторую партию из 100 машин был отменён. Некоторые машины всё же попали на фронт, но большая их часть была направлена для борьбы с партизанами в Югославии и на оккупированной территории СССР. Собственно, стоящий в Калемегдане танк как раз был захвачен югославскими партизанами.



 

Pz Kpfw II Ausf C (возможно, Ausf A или B).

Это представитель линейки танков второй серии. Танки этих модификаций выпускали с 1937 по 1940 год. Эти лёгкие танки были более мощные и лучше вооружены, чем танки первой серии. В польскую кампанию они ещё использовались как основные. Но по мере усложнения задач и развития техники, в том числе появления танков третьей (Pz Kpfw III) и четвёртой (Pz Kpfw IV) серии, роль танков второй серии стала снижаться. После нападения на СССР их придавали соединениям средних и тяжёлых танков в качестве разведывательных.  

Их вооружение составляла 20-мм пушка и 7,92-мм пулемёт, а лёгкое бронирование было сопоставимо с танками первой серии.

Странная раскраска этой машины является, по-видимому, плодом фантазии сотрудников музея. Серый цвет (Panzergrau) являлся основным цветом окраски бронетехники в Panzerwaffe до 1943. Потом его сменил песочный (Dunkelgelb), на основе которого создавались различные камуфляжные схемы с использованием в основном коричневого (Rotbraun) и оливкового (Olivgruen) цветов. Но камуфляж в виде аккуратных светлых пятен по Panzergrau я не припомню. Да и практическая целесообразность нанесения такого камуфляжа неочевидна.





PzKpfw 35(t)

Тоже по-своему интересная машина – чешский танк LTvz.35, разработка «Шкоды». Как известно, Германия аннексировала Чехию и Моравию в марте 1939 без боевых действий, опираясь на Мюнхенское соглашение. При этом в руки немцев попали чешские лёгкие танки, которые во многом превосходили немецкие аналоги. В частности, у них было более мощное вооружение: 37-мм противотанковое орудие и два 7,92-мм пулемёта. Устранив некоторые технические недоработки, немцы не только взяли на вооружение эти танки, но и некоторое время продолжали их производство.

Машин этой модификации было захвачено по разным данным 218 или 219 штук, им было присвоено обозначение PzKpfw 35(t). Они использовались при захвате Франции и некоторое время – на восточном фронте. Большинство было уничтожено уже к концу 1941 года, и не очень понятно, где и как выжил этот образец. Можно предположить, что это один из PzKpfw 35(t), переданных Болгарии: 26 трофейных танков было передано в начале 1940 г. из Германии и ещё 10 – непосредственно с завода «Шкода» несколько позже. Возможно, он попал в Югославию вместе с болгарскими военными частями в 1941 году, когда Болгария приняла участие в нападении на Югославию и оккупировала Македонию. А может он был в числе лёгких танков, снятых с фронта для обучения танкистов или борьбы с партизанами.
 

 

 

StuG III Ausf F/8 (Sd Kfz 142/1)

Это самоходное 75-мм орудие, созданное на базе танков третьей серии (Pz Kpfw III), относящихся к средним танкам. САУ этой модификации были выпущены с сентября по декабрь 1942 г. в количестве 334 единиц и использовались всю войну. Так что эта машина вполне могла быть захвачена непосредственно в Югославии.

Более ранняя модификация этой САУ, имеющая короткое орудие 7,5 cm StuK37 L/24, установлена в музее на Поклонной горе.
 



Pz Kpfw IV Ausf G

Танки четвёртой серии, как и танки третьей серии, относились к категории средних танков. Модификация “G” наряду с “J” и  “H” относилась к числу наиболее массовых модификаций Pz Kpfw IV, танков этого образца было выпущено 1687 штук в период с мая по июнь 1943 года, и половина их была сразу направлена на Курскую дугу.
 

 

 

Sd. Kfz.250 с 50-мм противотанковой пушкой PaK 38 L/60.

Взятая немцами на вооружение стратегия ведения войны предполагала предельную мобильность боевых частей, предусматривалась возможность быстрой переброски не только бронетехники, но и артиллерии и живой силы. Поэтому был налажен широкомасштабный выпуск бронетранспортёров, которые использовались для самых разных целей: для переброски живой силы, в качестве машин связи, мобильных штабов, командирских и наблюдательных машин, санитарных машин и т.д. Одной из важнейших областей применения было использование бронетранспортёров в качестве самоходных артиллеристских установок, причём на бронетранспортёры устанавливали миномёты, противотанковые пушки, зенитные орудия и даже реактивные снаряды.

В данном случае на бронетранспортёр Sd Kfz 250 “Neu” установлено 50-мм противотанковое орудие, для чего база была слегка удлинена.

Подозреваю, что это достаточно редкая машина. Во-первых, потому что в справочниках при её описании не указывается номер модификации, что характерно для машин, не пошедших в массовое производство или вообще переделанных уже в войсках. Во-вторых, потому что попалась пара упоминаний об этой машине, где указывалось, что она стоит в Белградском военном музее, то есть, аналогов, похоже, не сохранилось.

На фотографии можно видеть, что с машины, к сожалению, сняты катки, образующие характерные «шахматные» пары. Шахматное расположение катков (как, например, в вышеописанном Pz Kw I Ausf. F) обеспечивало лучшую проходимость на бездорожье и большую мягкость хода.

Порадовала возможность оценить интерьер Sd Kfz 250. Обратите внимание на тонкую броню, которая защищала разве что от пуль.

 

 *      *      *

Ну и «прочие интересные машины».



Югославский средний танк А-1

Забавная машина. Я сначала подумал, что это переделанный югославами Т-34. Но пишут, что это как бы собственная разработка югославов на базе Т-34. Несколько видоизменён корпус и существенно изменена башня. Судя по информации, имеющейся в интернете, было изготовлено около 10 образцов. Дата выпуска, указанная на табличке - 1952 год, когда конфликт между Югославией и Советским Союзом уже был в самом разгаре.

Если интересно, более подробные сведения об истории и характеристиках этого танка я обнаружил на одном сербском форуме.

 



Stuart M3A1

Это американский лёгкий танк. Было изготовлено более 4500 машин, из которых более 1500 было поставлено по ленд-лизу в СССР и другие страны. Английские и американские танки не вызывают у меня особого интереса (хотя они и сыграли свою важную роль в достижении победы). Поэтому особых пояснений по этому танку дать не могу.

В частности, не очень понятно и как он попал в Югославию, и какова была его судьба.

На его табличке указано, что он входил в состав 1-ой танковой бригады Народноосвободительной армии Югославии (НОАЮ ) в 1944-45 годах. Эта бригада была сформирована союзниками на освобождённой территории Италии в 1944 году. Формирование бригады и обучение личного состава закончилось летом 1944 года, в сентябре её переправили на острова Виш и Брач, а в ноябре бригада высадилась в Далмации и приняла участие в боях за Сплит, Шибеник, Книн. В это время на территории Югославии уже сражались и советские войска, которые в конце сентября 1944 года по просьбе Тито перешли границу и двинулись на помощь НОАЮ. После тяжёлых боёв за Мостар в феврале 1945 года бригада была реорганизована и вошла в 4-ую Армию Югославской Армии.

Таким образом, в Югославию эта машина могла попасть из Италии вместе с 1-ой танковой бригадой. Есть два сомнения в правильности этой версии. Первое заключается в том, что ещё в 1943 году лёгкий Stuart M3A1 был признан устаревшим, и включать его в бригаду, которой предстояли наступательные действия, было бы авантюрным. С другой стороны, известно, что устаревшую, неэффективную, дефектную технику союзники поставляли по ленд-лизу без особых колебаний. Второе сомнение: по той справочной информации, которая мне доступна, югославам по ленд-лизу поставлялись не Stuart M3A1, а улучшенные Stuart M3A3. Но особой уверенности в полноте этой информации у меня нет, поэтому она может быть и неверной.

А второй вариант может заключаться в том, что танк попал в Югославию с советскими войсками, которые получали по ленд-лизу именно Stuart M3A1.

 Надо сказать, что "Стюарты", как и некоторые другие машины, в избытке произведённые во время войны, имели долгую историю и обширную географию применения. Он поставлялся и в Азию, и в Африку, и в Латинскую Америку, причём, например, в Парагвае и вовсе находился на вооружении до последнего времени. 

Что забавно, я до встречи с этим "Стюартом" всего двумя месяцами раньше имел удовольствие фотографировать его брата-близнеца в Арекипе (Перу), где сразу две машины установлены на вечный прикол перед воротами военной части.
 



 

TK-3

Печальное недоразумение на фотографии – то, с чем Польша встретила немцев в 1939 году, танкетка ТК-3 1931 года.

К началу войны парк польской бронетанковой техники составляли в основном отечественные лёгкие танки 7ТР и устаревшие импортные танки «Рено», «Гочкис», «Виккерс», а также танкетки TK-3 и TKS. Всего танков было мобилизовано по разным данным от 160 до 220 штук, а танкеток – около 660 штук (из них 400 – ТК-3). Им только с немецкой стороны противостояли 2000 танков.

Все танкетки ТК-3 были вооружены 7-92-мм пулемётами. Толщина их брони составляла от 3 до 8 мм, это видно на фотографии интерьера. Танкетки не имели средств связи, то есть после того, как они ввязались в бой, координировать их действия было крайне трудно, если вообще возможно.

Более поздняя модификация этой танкетки – TKS (1933 г.), также принимавшая участие в обороне Польши, находится в бронетанковом музее в Кубинке.
 



Hummer

Ну а это гордость сербов – лежащие в здании музея обломки сбитого весной 1999 года «Стелса» и вот этот американский «Хаммер». «Хаммер якобы захвачен в Косово, но деталей не знаю.




Не знаю, как эта штука правильно называется, но предназначена она для взлома шпал, когда отступающая сторона хочет причинить наибольший вред имуществу, которому предстоит попасть в руки противника, следуя тактике выжженной земли. Собственно, за исполнением этой благородной задачи машина и представлена.

Если среди читателей окажутся моделисты или просто любители истории военной техники, могу залить куда-нибудь фотографии узлов, интерьеров и общих видов некоторых из этих машин.




Comments

( 8 comments — Leave a comment )
puerrtto
Mar. 9th, 2010 04:27 pm (UTC)
Великолепный музей!
Помнится, когда оказался там впервые в 1999 году, сразу же после бомбардировок Югославии, внутри музея стаяли установки ПВО. Сербские солдаты подарили нам значки с надписью JNA.
asketic_travel
Mar. 9th, 2010 05:41 pm (UTC)
Да, у меня тоже такие есть)) А музей отличный, согласен.

Есть у меня грех, люблю в военных музеях экспонаты потрогать. Вот там раздолье было.
puerrtto
Mar. 9th, 2010 05:46 pm (UTC)
Сейчас, к счастью для сербов (и грустью для нас, туристов) все стремительно становится банальным. Страна одной ногой в ЕС, туристов стало много, все ставится на коммерческие рельсы...
И значки JNA стали уже продавать, а не раздавать.
asketic_travel
Mar. 9th, 2010 05:47 pm (UTC)
Согласен. Но мне его раздали в Белграде почти тридцать лет назад)))
puerrtto
Mar. 9th, 2010 04:51 pm (UTC)
...и еще в Белграде есть шикарный музей ВВС, он расположен аккурат возле международного аэропорта http://puerrtto.livejournal.com/31966.html
asketic_travel
Mar. 9th, 2010 05:42 pm (UTC)
Да, я на него сразу глаз положил, но не рассчитал по времени и промахнулся. Сейчас если поеду, обязательно посмотрю.
dmitri_lytov
Jun. 18th, 2010 02:21 pm (UTC)
Устройство для уничтожения шпал называлось Schienenwolf ("рельсовый волк"), о нём есть статья в Википедии.
asketic_travel
Jun. 22nd, 2010 07:22 am (UTC)
Спасибо! Название не знал.
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

asketic_travel
asketic_travel

Latest Month

May 2017
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com