?

Log in

No account? Create an account

Более ранние записи | Более поздние записи

Бейтэддин


Бейтэддин - выдающийся образец ливанской архитектуры XIX века, эмирский дворец, оттоманская канцелярия, резиденция президента, музей и оперная сцена.

Четыре месяца назад, рассказывая о бурной истории замка Бофор, находящегося в Южном Ливане, я упомянул ливанского эмира Фахр ад-Дина Маана. Этот эмир объединил под своей властью большую территорию, охватывающую значительные части современных Сирии, Ливана и Израиля. Столица основанного им друзского государства находилась в Дейр аль-Камаре, горном городке, название которого переводится как Храм Луны.

 
Фахр ад-Дин II Маан правил в 1590-1633 годах, а к концу XVII века династия ослабла, и территорию унаследовали друзские эмиры из семейства Шехабов. Наибольшего успеха достиг эмир Бешир аль Шехаб II, который получил от оттоманской империи право управлять этим регионом.

Он решил сменить местоположение своего дворца и покинуть Дейр аль-Камар. Для нового дворца он выбрал место более выгодное с точки зрения фортификации. На новом месте дворец был лучше защищён, из него открывался лучший обзор. Его расположение позволяло контролировать проходящую рядом дорогу. При этом дворец находился всего в пяти километрах от Дейр аль-Камара, на противоположном краю ущелья реки Дамур.

 
Для постройки дворца эмир привлёк итальянских архитекторов и лучших мастеров, которых можно было найти в стране. Постройка дворца началась в 1788 году и продолжалась 30 лет, а по некоторым данным и до 1840 года, когда эмир потерял власть. Новый дворец получил название Бейт эд-Дин, Дом Веры. По одной из версий это название обусловлено тем, что дворец построен на месте друзского скита.

Любопытная байка связана с итальянскими архитекторами. Во дворце, разумеется, есть бани, потолок которых традиционно представляет собой купол с круглыми стеклянными окошечками. И вот в банях, если посмотреть на потолок, но не задирая голову, а используя солнцезащитные очки в качестве зеркальца, то можно увидеть, что стеклянные окошечки образуют мальтийский крест. Гид утверждает, что это итальянцы решили тайком оставить символ веры во дворце нечистых. Правда или нет, у итальянцев уже не спросишь.

 
После того, как в 1840 году эмир был отправлен в изгнание, дворцом некоторое время владели его наследники. Но вскоре дворец перешёл к оттоманам и начали использовать его для административных нужд. Эту же роль он выполнял и во времена французского протектората, последовавшие за изгнанием турок. Французы и здесь успели проявить заботу о культурном наследии Ближнего Востока и в 1926 году начали реставрацию дворца.

 
В 1934 году дворец провозгласили национальным памятником, а в 1943 году Бешара эль-Хури, первый президент независимого Ливана, проявил прекрасный вкус, сделав национальный памятник своей летней резиденцией. Впоследствии он организовал перевозку в Бейтэддин праха Бешира аль-Шехаба, который умер и был похоронен в Стамбуле в 1850 году.

 
В период экономического подъёма, в 1950-60-е годы во дворце проводились фестивали и иные культурные мероприятия. Во время гражданской войны, начавшейся в 1975 году, дворец сильно пострадал, по некоторым оценкам он был разрушен на 90%. Когда бои в этих местах прекратились, в 1984 Валид Джумблатт, лидер одного из самых влиятельных друзских кланов и председатель Прогрессивной социалистической партии, отдал распоряжение о реставрации дворца, а после её завершения в 1987 году – об организации фестиваля в Бейтэддине.

Фестиваль в Бейтэддине - интересное явление в культурной жизни Ближнего Востока. Как сейчас это описывают, он был задуман для того, чтобы поддержать народ Ливана, измученный ещё продолжавшейся гражданской войной. В результате этот ежегодный фестиваль стал крупнейшим событием культурной жизни Ближнего Востока. В нём принимали участие мировые звёзды поп-, рок-музыки, оперы и балета, в числе которых Монсеррат Кабалье, Шарль Азнавур, Эмир Кустурица, Сезария Эвора, UB40, Хоакин Кортес, Кири Те Канава, Джо Коккер, Элтон Джон, а также ближневосточные звёзды - Фейруз, Кадим аль Сахир и многие другие.

 
Символический ручеёк воды, бегущий по двору, по старой арабской традиции символизирует благополучие и изобилие.

 


 
Этот огромный внешний двор, куда в первую очередь попадает посетитель, носит название Дар аль Барание. Во времена эмира всякий путник, проезжающий Бейтэддин мог зайти сюда и в течение трёх дней беспрепятственно пользоваться гостеприимством эмира. В течение этих трёх дней никто не спрашивал его, кто он, с какой целью он путешествует, и путник мог так и уехать, не сообщая своего имени и цели поездки. Сейчас обычаи немного изменились, и при входе во двор вас не только спросят, откуда вы, но и любезно обилетят.

Именно в этом просторном дворе, вмещающем 5000 человек, сейчас проводятся мероприятия вышеупомянутого фестваля в Бейтэддине.

 
Это внутренний двор, Дар аль Вуста. Это официальная часть дворца, где во времена эмира происходили официальные мероприятия.

 


 


 



В нижних помещениях дворца расположен очень интересный музей византийских мозаик IV-V веков. Рекомендую посмотреть.







 


 
За небольшой терассой открывается крутой склон ущелья реки Дамур.

 


 


 


 

Полезные ссылки
Сайт фестиваля в Бейтэддине, содержащий и информацию об истории дворца.
Бейтэддин в Википедии.
Бейтэддин на GoogleMap.
Статья на DiscoverLebanon.
Статья на MiddleEast.com.
Рассказ об истории и архитектуре дворца.